Субсидии и FAME: как в Индии поддерживают развитие рынка электрокаров — РБК Отрасли

0 0
Read Time:5 Minute, 18 Second

Фото: Shutterstock

В начале 2024 года правительство Индии продлило действие программы субсидирования электромобилей — Faster Adoption and Manufacturing of Electric Vehicles (FAME). Эту инициативу, в рамках которой государство компенсировало потребителям часть стоимости электромобилей, на местном рынке называют одной из основных причин расцвета производства электрокаров в стране. По прогнозам, к 2030 году в Индии на дорогах будет насчитываться около 50 млн электромобилей, а объем рынка достигнет $48,6 млрд.

Несмотря на то что проблемы ограниченной инфраструктуры и высокой стоимости аккумуляторов сохраняются до сих пор, правительство намерено и дальше спонсировать производство электромобилей. Развитие отрасли входит в план Индии по снижению зависимости от ископаемого топлива.

Как все начиналось

Индия действительно сильно зависит от импорта нефти: почти 85% ее потребностей в сырой нефти удовлетворяется за счет импорта, который обходится стране примерно в $132 млрд в год. Такая зависимость делает Индию уязвимой к колебаниям мировых цен на нефть и геополитическим рискам. Продвигая электромобили, Индия стремится сократить расходы на импорт сырья и повысить свою энергетическую автономность, указывают аналитики. Внедрение электромобилей, работающих на электроэнергии, произведенной внутри страны, в том числе из возобновляемых источников, рассматривается как стратегический шаг для снижения зависимости от импорта.

Главный покупатель: как развивается сотрудничество РФ и Индии в нефтегазе

На сегодняшний день Индия является пятым по величине автомобильным рынком в мире, а к 2030 году может выбиться в тройку лидеров, считают аналитики и эксперты. Автомобильная промышленность вносит значительный вклад в ВВП страны — это около около 7,1% от общего объема. В секторе заняты более 35 млн человек. Однако традиционный рынок автомобилей с двигателем внутреннего сгорания нестабилен, так как на него влияют геополитические факторы и колебания цен на топливо, а также растущий потребительский спрос на более экологичные виды транспорта. Поддерживая такой «зеленый переход», Индия может получить дополнительно в бюджет страны примерно $200 млрд к 2030 году.

Впервые правительство Индии запустило инициативу по локализации производства электрокаров в 2015 году. Основная цель заключалась в том, чтобы через финансовые стимулы производителям и потребителям развить рынок электромобилей. Схема получила название FAME (Faster Adoption & Manufacturing of Electric Vehicles) и внедрялась поэтапно.

Первый этап — FAME-I — длился с 2015 по 2019 год. Изначально экспериментальная программа была запущена всего на два года с общим бюджетом $96 млн (позже его увеличили до $108 млн). Основное внимание уделялось четырем направлениям:

  • стимулирование спроса;
  • развитие технологий;
  • пилотные проекты;
  • инфраструктура для зарядных станций.

Покупатели электромобилей получали прямые скидки на покупку. Благодаря этому электрокары стали более доступными, что способствовало их широкому распространению. В рамках этой схемы были профинансированы покупки около 278 тыс. электромобилей, а также 465 электрических автобусов для различных городов и штатов.

Второй этап — FAME-II — начался 1 апреля 2019 года с бюджетом около $1,2 млрд на три года. Этот этап был направлен на поддержку электрификации общественного и частного транспорта. Субсидии были структурированы в зависимости от размера батареи, используемой в машинах. Например, двухколесные транспортные средства получали $180 за 1 кВтч, что составляло до 40% стоимости транспортного средства. Трехколесные автомобили субсидировали по $120 за 1 кВтч, четырехколесные — по той же ставке. Электробусы поддерживались по ставке $240 за 1 кВт*ч.

В результате поддержку получили покупатели 7 тыс. электрических автобусов, 5 тыс. трехколесных электромобилей, 55 тыс. четырехколесных электромобилей и 10 тыс. двухколесных электромобилей.

Ветер с моря дул: что происходит с зеленой энергетикой Индии

В 2023 году правительство сократило субсидию на двухколесные электромобили с 40 до 15% от заводской цены, так как посчитало достаточным проникновение этого типа транспортных средств на рынке. Решение было принято после консультаций с производителями и игроками рынка.

Что будет дальше

После второй фазы, которая завершилась в марте 2024 года, правительство Индии запустило третий этап — FAME-III. На него выделили более $1,2 млрд. Цель во многом осталась та же — поддержать уже существующих производителей и пользователей электрокаров, а также добавить новых.

В рамках новой инициативы чиновники ввели более строгие меры проверки производителей, дабы пресечь выявленные на прошлых этапах злоупотребления. Акцент в обновленной программе сделан на продвижение и субсидирование электрических автобусов. Также финансовую поддержку окажут для двух- и трехколесных транспортных средств с субсидиями в размере около $120 и $600 соответственно. Выплаты будут зависеть от емкости батареи транспортных средств по тарифу $60 за 1 кВт*ч.

Кроме того, в этом году индийское правительство представило схему продвижения электромобилей на 2024 год (EMPS 2024) с бюджетом $6 млн. Несмотря на скромный бюджет и короткий срок действия (всего лишь с апреля по июль), программа снизила конечную стоимость для покупателей 372,2 тыс. электромобилей. В ее рамках владельцам двухколесного транспорта единоразово выплачивалось $120 и до $300 — за небольшие трехколесные транспортные средства, вроде автоматической рикши. Собственники больших трехколесных транспортных средств могли получить до $600.

Также в Индии действует несколько программ поменьше, но тоже с упором на распространение электромобилей. Программа Electric Mobility Promotion Scheme 2024 (длится с августа 2024 года по январь 2025 года, бюджет $94 млн) предусматривает выплаты на субсидирование покупки электрических двух- и трехколесных транспортных средств, вроде скутеров и рикши.

Программа Production Linked Incentive Scheme (действует с апреля 2021 года до марта 2026 года) с бюджетом $3,1 млрд компенсирует затраты на покупку более крупных транспортных средств, включая электромобили, автобусы и грузовики. А программа PLI-ACC с бюджетом $2,2 млрд стимулирует производство аккумуляторных батарей для различных типов электромобилей (будет действовать до марта 2025 года). Благодаря подобным программам с 2022 по 2024 год количество зарядных станций для электромобилей выросло в девять раз — до 16,3 тыс.

Новые инвестиции

Параллельно с этим индийское правительство утвердило программу по привлечению иностранных инвестиций в сектор. У программы обозначен только минимальный бюджет — $500 млн — при этом совершенно нет лимита. Она предусматривает освобождение от таможенных пошлин для экспорта и их снижение для импорта электрокаров (но только если в течение трех лет производитель обещает создать местное производство).

Как в Индии приманивают Tesla с помощью налогов

Несмотря на то что прошло не так много времени, продажи электрокаров кратно выросли. Так, количество проданных электрических двухколесных транспортных средств увеличилось с 17 тыс. в 2018 году до 489 тыс. к августу 2023 года. В прошлом году на долю электрических двухколесных транспортных средств пришлось почти 56% всех продаж электромобилей, при этом ведущую роль на рынке занимает компания Ola Electric.

Аналогичный рост наблюдается и в сегменте электрических трехколесных транспортных средств, где продажи увеличились с 110,1 тыс. в 2018 году до 300 тыс. в 2023-м. В этом году на трехколесные электромобили пришлось 38% от общего объема продаж, причем ключевыми игроками рынка стали компании YC Electric и Mahindra & Mahindra. В целом общий объем продаж электромобилей в Индии достиг 1,53 млн единиц в 2023 году, что на 50% больше по сравнению с предыдущим годом.

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Новости