Фото: Станислав Тен
erid: F7NfYUJCUneLtX7eMFvE
Я руковожу гоночной командой Горьковского автомобильного завода уже 12 лет, и за это время мы восемь раз становились чемпионами России в ралли-рейдах среди легковых машин и два раза — среди грузовиков. Помимо этого в нашем активе есть призовые места международных соревнований и чемпионатов.
Вот пять советов из моего опыта, которые могут помочь предпринимателям вырваться вперед.
Даже среди больших брендов можно и нужно показывать, что ты № 1
Прежде всего автоспорт учит не стесняться известных имен и конкуренции с ними. В тысячекилометровых марафонах по бездорожью, вдали от цивилизации чемпиона мира и никому не известного дебютанта оценивают одинаково — только по результату.
Желание побеждать — базовый инстинкт, в гонках на нем держится весь бизнес. Руководитель гоночного проекта не должен его недооценивать, даже если под его началом трудится не пара сотен, а всего десяток сотрудников. В составе многих гоночных команд работает именно столько людей, но это не мешает им занимать востребованную нишу и превосходить в ней огромные предприятия.
Фото: Дмитрий ГальчунВ гоночном мире зарабатывают деньги на аренде спортивной техники. Команда собирает машину белого цвета и без эмблем, а клиент уже называет ее в честь своего бренда.
Для запуска гоночных проектов автогиганты часто обращаются к узкоспециализированным профи, знающим, как построить победную машину. Партнерство получается выгодным для обеих сторон: крупная компания экономит время и средства, а гоночная команда в случае успеха получает больше заказов. Так небольшой, но опытный коллектив, где эффективно выстроены рабочие процессы, может опередить известного производителя, набивающего себе шишки в попытках все делать с нуля.
Не экспериментировать, а сразу искать лучших партнеров
Небольшая команда опытных специалистов способна высококлассно выполнить конкретную задачу, например собрать гоночную машину. Но ей не обойтись без готовых компонентов и решений. При выборе нужной продукции для своего бизнеса крайне важно найти надежных партнеров среди лидеров индустрии.
Наша команда не будет ставить амортизаторы неизвестной марки, сделанные в гараже, или брать дешевые компрессоры. Мы не экспериментируем, а сразу ищем лучших партнеров — они предоставляют не только качественную продукцию, но и такого же уровня сервис.
Топовые поставщики важны и в сфере цифровых услуг. На крупные старты у нас приезжает до 40 машин. Чтобы оперативно обеспечить такой автопарк топливом и техобслуживанием, а сотрудников — питанием и необходимыми в дороге товарами, мы используем платформу «ОПТИ 24». Я пополняю счет в приложении, там же в пару кликов выпускаю для водителей виртуальные топливные карты, и они в тот же день могут начинать заправляться.
С этой картой мои водители могут заправляться по всей стране, потому что сеть насчитывает больше 7000 станций. Поэтому у меня не болит голова, когда мы ожидаем объявление маршрута очередной гонки. Понимаю, что везде сможем заправиться.
Слаженная работа команды экономит время
Фото: Станислав Тен
В гонке постоянно возникает множество вызовов, на первый взгляд абсолютно нерешаемых: поломка техники в самый неподходящий момент, неожиданное преимущество конкурентов и банальные задержки запчастей, которые ждали «еще вчера». Для работы в таких стрессовых условиях управленец должен сохранять выдержку сам и готовить к форс-мажорам сотрудников.
На соревнованиях в Приладожье в начале этого года у машины одного из наших экипажей произошла капитальная поломка коробки передач. Для ремонта у ребят было полчаса во время короткой остановки между этапами, и они успели. Гонщики сразу начали разбирать коробку, пока стояли в очереди к судьям на контроль времени, чем выиграли нам лишние семь минут. Когда они приехали в сервис-парк к механикам, тем понадобилось всего 20 минут на замену.
Если бы вместо четких действий мы начали искать прямо там на морозе виноватых, то был бы сход. Именно слаженная работа команды, когда каждый знает, что делает, экономит время и помогает в экстренных ситуациях. В автоспорте в целом не принято выяснять отношения внутри коллектива по ходу гонки. Зачем тратить время? Разбор полетов устраиваем после финиша.
Цифровой сервис укрощает бюрократию
Фото: Станислав ТенКак руководитель «ГАЗ Рейд Спорт» и гоночный менеджер, я хочу максимально сокращать усилия на разного рода волокиту. Наша команда выезжает на соревнования в полном составе, и многие административные вопросы (та же бухгалтерия) приходится решать самим — больше некому.
Раньше на гонках приходилось выдавать всем суточные наличными, это был ад. Во-первых, за каждую заправку нужно было отчитываться чеком. В Африке, где температура в салоне под 70 градусов, чернила просто выцветали, и эту бумажку никто потом не принимал. Мало того, заправляться всегда требовалось только на равное число рублей или литров, а в дороге может понадобиться залить не 35, а 37 литров, чтобы доехать до стоянки. И как тогда быть?
Сегодня справляться с бюрократией становится проще благодаря цифровым помощникам. Брать кошелек в раллийную машину и забивать себе голову расчетами больше не нужно. Я могу просматривать все документы в личном кабинете «ОПТИ 24», выбирать набор услуг для каждого отдельного сотрудника, а в случае вопросов, касающихся платформы, связаться с круглосуточной поддержкой. Гонщику достаточно вбить в приложении свой маршрут, и сервис покажет, где по пути можно заправиться, перекусить или получить мелкий сервис, например шиномонтаж.
Нестандартные решения приводят к большим открытиям
Фото: Антон БасанаевПоворотным моментом в моей карьере стало предложение о сотрудничестве от крупной автомобилестроительной компании. Когда мы начинали проект, производитель сказал нам, что хочет показать возможности своих машин в ралли-рейдах. Причем речь шла о коммерческом транспорте, имевшем мало общего с автоспортом. Тем не менее мы выбрали простую «Газель» в качестве базовой платформы, и она оказалась настоящим раллийным болидом. По надежности эти машины были выше всех на голову, потому что на заводе их готовили выдерживать двукратный перевес.
Так мы стали семикратными чемпионами страны, призерами и победителями международных ралли-рейдов. В наших гоночных автомобилях до сих пор многое от серийной машины, но некоторые из решений команды «ГАЗ Рейд Спорт» нашли применение в обычных моделях, повысив их характеристики и тем самым увеличив спрос. Сегодня выиграл, завтра продал — это про нас.
Если бы предприятие с устоявшимися традициями не решилось на оригинальный ход — создать гоночную команду из фургонов, похожих на те, что развозят товары по магазинам, — истории успеха не случилось бы. Перспективы открываются тем, кто умеет мыслить вне рамок и идти на риск. Это ценится в бизнесе не меньше, чем в гонках.