Фото: Shutterstock
В 2016 году Tesla открыла предзаказ на свой модельный ряд в Индии. На тот момент ясности с тем, сколько будет стоить электрокар Илона Маска в стране и когда планируется доставка, не было. Но это не остановило покупателей, некоторые из которых уже ездили на Tesla в своих поездках по США и Европе.
Спустя восемь лет с запуском Tesla в Индии все так же неоднозначно, и никто из предзаказавших электрокар — а среди них были почти исключительно индийцы с достатком выше среднего — не получил желанный автомобиль. Более того: тех, кто отчаялся дождаться и решил потребовать назад свой аванс, ждала долгая переписка с Tesla, по итогам которой компания все же возвращает деньги.
Почему Илон Маск, который находится в отличных отношениях с премьер-министром Нарендрой Моди, так поступил с индийскими поклонниками своих автомобилей? И есть ли надежда, что электрокары Tesla все же появятся на полуострове?
Как в Индии приманивают Tesla с помощью налогов
Кто заказчики
Точных данных о том, какое количество индийцев внесли предоплату за машины Маска, нет. Однако СМИ известно, что это были наиболее состоятельные люди страны — успешные бизнесмены и знаменитости.
Модельный ряд Tesla в среднем в 4,5 раза дороже автомобиля, на котором ездит среднестатистический индиец: медианная цена авто в стране по состоянию на 2021 год составляла $10 тыс., пишет Forbes со ссылкой на Майкла Дунне, аналитика калифорнийского консалтинга Zozo Go. Позволить себе предзаказ авто за $1 тыс., да еще и с неизвестной датой доставки в Индии что в 2016 году, что сегодня могли далеко не все.
Среди тех, кто все же решился на подобную авантюру, оказались местные IT-предприниматели. В 2016 году издание The Economic Times рассказывало, что предзаказы на Tesla разместили основатель финтех-платформы Paytm Виджай Шекхар Шарма, руководитель компании фитнес-технологий GOQii Вишал Гондал, генеральный директор онлайн-платформы моды Voonik Суджаят Али и венчурный капиталист Махеш Мурти.
Легко отдать, трудно вернуть
Летом 2024 года некоторые из предзаказавших электрокар решили вернуть свои деньги. На это понадобились месяцы, указывают СМИ: без официального представительства Tesla в стране сделать это оказалось непросто.
У известного индийского ютубера Амита Бхавани, который заказал Model 3 в 2016 году и добился возврата залога в 2020, сложилось впечатление, что относительно легко могут получить свои деньги назад только такие же инфлюенсеры, как он, с голубой галочкой в соцсети Х и большим количеством подписчиков, которые своими жалобами в комментариях и соцсетях имеют шанс навредить компании Маска.
Как «наноинфлюэнсеры» обеспечивают рост рынка онлайн-рекламы Индии
Свои деньги Бхавани получил после того, как в феврале 2020 года его видео об отмене предзаказа на Model 3 заметили в компании. «После нескольких постов в X кто-то из Tesla позволил мне вне очереди получить возврат средств. Видимо, чтобы я замолчал», — заключил Бхавани в беседе с изданием Rest of the World. По словам блогера, пока с Tesla в его жизни покончено и передумать он может только в случае, если увидит в Хайдарабаде официальное представительство компании с автомобилями в наличии.
При этом Tesla возвращает ровно ту сумму, которую клиенты вносили в качестве залога за автомобиль — $1 тыс. В Rest of the World указывают, что с поправкой на инфляцию возврат в 2024 году должен составлять $1,3 тыс. и что акции Tesla с 2016 года выросли в десять раз — с $16 до примерно $160. Несостоявшимся покупателям было бы выгоднее вкладываться в акции, а не в машины, которые оказалось невозможно получить.
Индийская мечта Маска
В Tesla долгое время стремились прорваться на индийский рынок, закрытый высокими заградительными пошлинами. С ними Tesla Model 3, которая по состоянию на 2021 год продавалась по $44 тыс. за штуку в США, в Индии стоила бы $80 тыс.
В марте 2024 года правительство Индии приняло решение допустить Tesla к своему рынку. Схема позволяет производителям электромобилей получить доступ к более низким (15%) пошлинам на импорт электромобилей стоимостью $35 тыс. и выше на общий период в пять лет. Но чтобы воспользоваться скидкой, нужно выполнить три условия:
-
вложить в экономику Индии как минимум $500 млн;
-
создать завод по производству электромобилей в Индии в течение трех лет с уровнем локализации 25% к третьему году и 50% к пятому году;
-
автопроизводители, воспользовавшиеся этой сделкой, ограничены общим объемом импорта в 40 тыс. электромобилей, не более 8 тыс. единиц в год.
Но, как кажется, индийское правительство опоздало, и Илон Маск охладел к идее экспансии на местный рынок. В начале июля 2024 года издание Electrek выяснило, что миллиардер стал намеренно избегать контактов с индийскими чиновниками, желающими поскорее увидеть определенность в вопросе инвестиций.
Традиции и реальность: что нужно знать о протекционизме в Индии
«Завтраки» для Моди
Маск уже много раз назначал и переносил свой приезд в Индию — в 2017, 2019 и 2023 годах. В 2021-м в Бангалоре была открыта дочерняя компания Tesla, но прямыми продажами она так и не начала заниматься.
В апреле издание Financial Times писало, что Tesla подыскивает площадку для создания в Индии «гигафабрики», гигантского предприятия с инвестиционной емкостью $3 млрд. На этой фабрике Tesla планировала собирать автомобили меньшего размера и продавать их дешевле $30 тыс. Теперь инвестиции и производство поставлены на паузу.
Эксперты связывают безответственное отношение Маска к Индии с тем, что он поддерживает более тесные связи с главным политическим и экономическим конкурентом страны — Китаем. И это несмотря на приязненные отношения, которые связывают миллиардера и премьера.
Друзья навек: как отношения Моди и Маска повлияют на судьбу X в Индии
Маск и Моди встречались лично в июне 2023 года во время первого визита индийского премьера в США. После встречи они обменялись комплементарными высказываниями друг о друге: Моди сказал, что Маск по-настоящему заботится об Индии, а Маск заверил, что он «фанат Моди».
Резкий рост и проблемы
Действительно, еще недавно Индии как рынка электромобилей практически не существовало. В Forbes замечают: «Даже миллиард человек — не рынок, если они бедны». Но все стремительно меняется. За прошедшие несколько лет рынок электромобилей в Индии совершил огромный скачок. В 2020 году было продано всего лишь 5 тыс. авто на аккумуляторах, что составляло 0,5% авторынка. В 2022 году это было уже почти 49,8 тыс. машин, 1,3% авторынка.
По прогнозам аналитиков, индийский рынок электромобилей, оцениваемый в $2 млрд в 2023 году, к 2025 году может вырасти до $7,1 млрд. К 2030 году ежегодно в стране будут продаваться 10 млн электромобилей, они составят 30% от всего парка личного автотранспорта в стране, а в сфере, прямо или косвенно связанной с «электричками», будут трудиться 50 млн человек.
И все это — возможности, к которым Маск и его компания не будут иметь доступ. Пока миллиардер бездействует, на рынке предполагают, что место, которое готовилось для Tesla, в Индии займет Hyundai, чьи модели больше подходят индийским потребителям: здесь предпочитают более компактные машины. Так, бестселлером среди внедорожников здесь является Hyundai Creta, который меньше, чем ориентированный на США Kona, пишет Electrek.
Главное препятствие на пути развития рынка электротранспорта в стране — инфраструктура. На сегодняшний день Индия — одна из самых необеспеченных зарядными станциями стран мира. Если в развитых странах на одну станцию подзарядки приходится от шести до 20 автомобилей, то в Индии по состоянию на 2023 год — 135.
Чтобы выдержать рост числа электромобилей до 30% от всего автопарка страны и выровнять обеспеченность хотя бы до 20 машин на заправочную станцию, индийцам необходимо к 2030 году построить 3,9 млн станций — более 500 тыс. станций в год. Сейчас во всей стране имеется всего 10,5 тыс. зарядных станций. Они распределены по 849 городам Индии: станции имеются менее чем в каждом четвертом из 4 тыс. городов страны.